Учет средств на счетах в банках
Для хранения денежных средств и осуществления безналичных расчетов предприятия и другие субъекты предпринимательской деятельности открывают счета в банках. В процессе открытия счетов клиентам банки руководствуются Инструкцией № 3 «Об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте», утвержденным Постановлением Правления НБУ от 18 декабря в 1998 г. № 527 (дальше - Инструкция № 3). Эта Инструкция определяет порядок не только открытия, но и переоформления и закрытия текущих, депозитных счетов, в национальной и иностранной валюте, а также бюджетных счетов в национальной валюте Украины.
Текущий счет - это счет предприятия, открытый в уполномоченном учреждении банка (за выбором предприятия) для хранения денежных средств и проведения расчетов в безналичной форме.
Предприятие имеет право открыть не один, а неограниченное количество текущих счетов за своим выбором и согласием банков. В случае открытия двух или больше таких счетов в национальной валюте предприятие обязано в течение трех рабочих дней со дня открытия определить один из счетов основным, на котором будет учитываться задолженность, которая списывается (стягивается) в бесспорном порядке, и сообщает его номер налоговому органу, где оно зарегистрировано как налогоплательщик.
Текущие счета в национальной валюте открываются предприятиями, которые осуществляют научно-исследовательскую, производственную или другую коммерческую деятельность с целью получения прибыли, которые владеют основными и оборотными средствами и имеют самостоятельный баланс.
Текущие счета (субсчета) могут быть открыты за ходатайством владельца основного текущего счета филиалам и другим отделенным подразделам этого владельца, которые находятся на отдельном балансе. Субсчета открываются за местом расположения этих подразделов.
В случае необходимости предприятие открывает текущий счет и в иностранной валюте. Этот счет открывается в том банке, где есть текущий счет в национальной валюте.
Если такой банк не имеет лицензии НБУ на осуществление валютных операций, то счета в иностранной валюте могут открываться в другом банке, который имеет отмеченную лицензию. Расчеты иностранной валютой осуществляются в пределах действующего законодательства Украины.
Для открытия текущих и других счетов предприятия подают учреждениям банков такие документы:
1) заявление установленного образца об открытии счета. Ее подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия. Если в штате отсутствует должность главного бухгалтера, то заявление подписывает только руководитель;
2) копию свидетельства о государственной регистрации предприятия, засвидетельствованной нотариально или органом, который выдал такое свидетельство;
3) копию решения о создании, реорганизации предприятия;
4) копию должным образом зарегистрированного устава (положение), засвидетельствованную нотариально или органом, который регистрирует;
5) копию документа, который подтверждает взятие предприятия на налоговый учет;
6) карточку с образцами подписей лиц, которым в соответствии с действующим законодательством или учредительными документами предприятия предоставлено право распоряжаться счетом и право подписи расчетных документов, засвидетельствованную нотариально или высшей организацией в установленном порядке. В карточку включается также образец відбитка печати предприятия;
7) копию документа о регистрации предприятия в органах Пенсионного фонда Украины. Если в этом учреждении банка открыто текущий счет клиента, то бюджетный счет открывается на основании заявления на открытие последнего. В случае непоступления средств из бюджета на протяжении года такой счет закрывается.
В случае открытия текущих счетов отделенным подразделам предприятия в учреждение банку, в которой открывается текущий счет отделенному подразделу, подают такие документы:
заявление на открытие текущего счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером отделенного подраздела или лицом, на которого возложены обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Если в штате отсутствует должность лица для ведения бухгалтерского учета, то заявление подписывает лишь руководитель;
копию справки о внесении отделенного подраздела в Единственный государственный реестр предприятий и организаций Украины, засвидетельствованную нотариально или органом, который выдал соответствующую до-
відку, уполномоченным работником ли банка;
копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица в органе государственной исполнительной власти, другом органе, уполномоченному осуществлять государственную регистрацию, засвидетельствованную нотариально или органом, который выдал свидетельство о государственной регистрации;
копию должным образом оформленного положения об отделенном подразделе, засвидетельствованную нотариально или органом, который создал отделенный подраздел;
карточку с отпечатком печати и образцами подписей служебных лиц подраздела, которым согласно действующему законодательству и соответствующим документам предприятия предоставлено право распоряжения
счетом и подписка расчетных документов. Образцы подписей и полномочий служебных лиц удостоверяются нотариально или руководителем предприятия - юридического лица, в состав которого входит отделенный подраздел;
ходатайства предприятия - юридического лица - об открытии для его подраздела текущего счета;
справку о регистрации в органах Пенсионного фонда Украины;
копию документов о взятии на налоговый учет юридического лица, которое создало отделенный подраздел, и отделенного подраздела (от налогового органа за местом нахождения этого подраздела), засвидетельствованную налоговым органом, нотариально или уполномоченным работником банка;
копию страхового свидетельства, которое подтверждает регистрацию юридического лица в Фонде социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.
Для открытия временных текущих счетов хозяйственным обществом с целью привлечения средств, которые вносятся для формирования уставного фонда (капиталу), подается заявление об открытии счета.
В случае переоформления счета в связи с реорганизацией предприятия (слиянием, присоединением, разделением, и тому подобное) к банку подаются также документы, что и во время создания предприятия.
В Инструкции № 527 приведены и некоторые другие особенности относительно открытия счетов для отдельных субъектов предпринимательской деятельности (дочерних, арендных и других предприятий).
Основанием для закрытия текущих счетов могут быть:
· заявление владельца счета;
· решение органа, на который законом положены функции из ликвидации или реорганизации предприятия;
· решение суда о ликвидации предприятия или признании его банкротом;
· другие основания, предусмотренные действующим законодательством Украины или договором между банком и владельцем счета.
Предприятия, независимо от форм собственности, все расчеты с другими предприятиями должны осуществлять в безналичной форме.
Банковские операции относительно счетов предприятия проводятся на основании расчетно-платежных документов установленной формы.
Самыми распространенными из них является: платежные поручения, платежные требования, платежные вимоги-доручення, расчетные чеки, заявления, на выставление аккредитива, объявления, о внесении наличности, денежные чеки и тому подобное. Формы настоящих документов утверждены НБУ.
Объявление о внесении наличности используется для оформления операций из зачисления наличности на текущий счет предприятия (образец 2.4).
Как видно, объявление состоит из трех частей: первая - собственно объявление - остается в банке, вторая - квитанция - возвращается предприятию для подтверждения взноса, а третья - ордер - добавляется к выписке банка из текущего счета предприятия.
Денежный чек - приказ банка владельца счета о выдаче наличности из его текущего счета предъявителю чека в сумме, отмеченной в последнем.
Платежное поручение - поручение (приказ) банку о перечислении из текущего счета предприятия в безналичной форме определенных сумм на счет получателя (поставщику, подрядчику, казначейству, фондам социального страхования, но др.).
Платежная вимога-доручення - расчетный документ, который выписывается получателем (поставщиком, подрядчиком) и подается в свой банк с целью получения средств за товарно-материальные ценности, работы, услуги. Такую же цель имеет и вимога-доручення, но она посылается плательщику и после его согласия на оплату (акцепту) он передает ее в свой банк как поручение.
Могут применяться и другие расчетно-платежные документы, но за обязательным назначением. Все они подписываются руководителем и главным бухгалтером и удостоверяются гербовой печатью предприятия.
Для синтетического учета операций на текущих счетах в банках используется активный счет 31 «Счета в банках», а точнее субсчет 311 «Текущие счета в национальной валюте» и субсчет 312 «Текущих счета в иностранной валюте», на которых отображаются наличие и движение средств, которые находятся на счетах в банках и используются для текущих операций.
Наличие и поступление средств оформляются за дебетом
а списание - за кредитом этих субсчетов.
Основанием для воссоздания операций из наличия и движения денежных средств на субсчете 311 есть выписка банка. В ней регистрируются все операции из поступления и списания средств из текущего счета и показывается их остаток на начало и конец дня. До выписки добавляются расчетно-платежные документы, на основании которых проведены операции.
понедельник, 29 сентября 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий